ВЫСОКИЕ МАТЕРИИ

Вернуться к списку публикаций

Дорогие друзья, часто получая от вас письма, содержащие вопросы о шторах, я пришла к выводу, что у многих моих читателей нет точного понимания того, насколько это трудоемкая и требующая профессионального подхода область декораторского искусства. Предлагаю вашему вниманию статью "Высокие материи или шторы как искусство", к написанию которой я, дизайнер Виолетта Карлова, привлекла свою подругу профессионального декоратора Данилину Ирину. В статье приводится обзор рынка элитного текстиля, а также обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются декораторы и их клиенты. В ней использованы работы, сделанные мной и моими друзьями-декораторами Ириной Данилиной, Еленой Абрикосовой, Ириной Сорокиной. Убедительная просьба при цитировании статей  указывать ссылку на мою страничку.

 

Высокие материи или шторы как искусство

Испокон веков человек украшал себя тканями так же, как и свой дом. Дом – “alter ego” его хозяина, его непосредственное продолжение, поэтому стремление человека украсить  свое жилище всегда было неотъемлемой частью культуры бытия. Мы живем в век большого изобилия. Текстильный дизайн представляет массу возможностей для самовыражения. Неслучайно международный текстильный бизнес существует по тем же законам, что и мир моды - ведущие производители и издатели тканей представляют два раза в год на главных международных выставках свои новые коллекции. Актуальные цветовые сочетания и орнаменты идут в ногу с модными открытиями сезона. Известные дома моды, такие как Ralph Lauren, Lorо Pianа, Etro, Missoni, Marimekko и др. ежегодно делятся своими представлениями о том, каким должен выглядеть дом в этом сезоне.

Помимо всемирных модных тенденций в текстильном бизнесе прочитывается национальный колорит разных стран. Проведем небольшое исследование по ведущим игрокам международного текстильного рынка. Итак, английские ткани, как правило, являются синонимом традиции.Если ваш дом украшен английскими тканями, они обнаруживают в вас ценителя комфорта и верного традиционным ценностям человека. 

Богатая «припыленная» палитра сложных цветов делает англичан одними из лучших интерьерных колористов и трендсеттеров в мире. А сложная выделка тканей, зачастую с применением ручного труда, отсылает нас в век мануфактур. Если ваш дом украшен английскими тканями, они обнаруживают в вас ценителя комфорта и верного традиционным ценностям человека. Помимо таких законодателей моды, как “Sanderson”, “Zoffany”, “Morris&Co”, “Osborne&Little”, “Nina Campbell”,являющимися довольно дорогим удовольствием, на российском рынке уже довольно давно и успешно представлена фабрика “Harlequin”. Умело работая с современными трендами, переосмысливая традиции ар деко, английского кантри, современной классики, нового сдержанного гламура, и по сути являясь популяризатором модных идей, эта фабрика успешно находит идеальный баланс между дизайном, качеством и ценой, что, согласитесь, большая редкость. Ярким особняком среди английских брендов стоит компания“Designer’s Guild”, известная своими смелыми, поражающими воображение экспериментами с цветом. Триша Гилд, глава и идейный вдохновитель компании, черпает свое вдохновение в самых неожиданных сторонах жизни - из путешествий по Востоку, Средней Азии, старых кинофильмов, садовых гербариев, мира моды, венецианских дворцов, психоделических рисунков и поп-арта 70-х – из всего, где можно найти цвет.

Пресловутый итальянский дизайн дорог русскому сердцу своим тяготением к роскоши. Живописные дамаски, исторические реплики средневековых венецианских палаццо расцветают на бархате и шелках сочных оттенков. Признанным лидером итальянского рынка является фабрика“Rubelli”, известная своими историческими репликами и производством тканей по уникальным старинным технологиям. Отдельного рассказа заслуживают модный дом “Etro”,знаменитый своим этно-шиком и богатым пряным колоритом, и законодатели мод”Missoni”, прекрасно работающие с геометрией и цветом.

“Шик” – слово, которое приходит на ум прежде всего, когда речь заходит о французском характере. И этим все сказано. Французы (“Nobilis”, “Pierre Frey”, “Boussac”) славятся своей экстравагантностью и тонким изощренным вкусом. Открыв каталог французских тканей, вы можете быть уверены, что игра фактур и изысканная палитра нелишенных яркости цветов будут всегда на пике буржуазной европейской моды. Французские ткани придутся по душе артистичным натурам, не чуждым театральности - с ними ваш дом обретет богемный характер.

Текстильных гурманов порадует знаменитый испанский издательский дом “Gaston y Daniela”, ни один век выпускающий уникальные полотна. Их принты с архитектурными и этническими мотивами, аптекарскими и ботаническими иллюстрациями, китайским жюи, фэшн-эскизами и экзотическими растениями поражают своей креативностью и смелостью. Взвешенная колористика и эстетские орнаменты побуждают если не обтянуть их тканью всю стену, то хотя бы сделать полноценное художественное полотно, обрамив отрез набивного высококачественного хлопка, как холст, в роскошный багет. Но забота о красоте присутствует в компании не в ущерб функции - наряду с яркими дизайнерскими тканями в их каталогах можно найти высокотехнологичные устойчивые к возгоранию тюли, обивочные однотонные ткани-компаньоны, полосатые хлопки, идеальные для римских штор, и ткани трехметровой ширины - полный набор «одежды для дома».

Немцы (“Sahco Hesslein”, “Ulf Moritz”) ратуют за качество и технологичность. Металлизированный тюль, который принимает любую форму, черная органза с пришитыми пластиковыми цветочками, полотна тонкого двухслойного полиестера, с вырезанными лазером цветочными орнаментами: ткани гуру немецкого дизайна Ульфа Моритца – это всегда эксперименты с формой и сутью материи. Его работы – новая философия штор, стремление сделать из ткани нечто большее с помощью новых технологий. Такие шедевры сослужат прекрасную службу поклонникам урбанистического минимализма.

Швейцарцы (“Creation Baumann”) также по-немецки сдержаны в цветовой палитре и известны точностью в исполнении сроков. Помимо этих важных качеств,  в их коллекциях можно найти все для обстановки швейцарского шале вплоть до традиционных вышитых рождественских оленей, большой выбор элегантных и долговечных обивочных тканей, готовые японские панели с прорезным цветочным узором и огромный выбор всевозможных технологичных тканей, в том числе блэкаутов различной степени плотности и достойных подкладов правильной трехметровой ширины. Это одна из немногих компаний предлагающих оптимальное соотношение цены и качества, и по-швейцарски точно выдерживающая сроки исполнения заказа.

Флагманом скандинавского текстильного рынка являетсяфинская компания “Marimekko”, известная во всем мире своими огромными фиалками и маками в духе поп-арта. Их открытые цвета, чистые скандинавские линии, крупные, нарочито примитивные узоры прекрасно чувствуют себя в просторных частных и общественных интерьерах с высокими потолками, умело наполняют жизнерадостностью детские игровые комнаты и летние дачные террасы. В частных интерьерах такие ткани – безусловная проверка на смелость и на чувство пропорции. Если вы решили рискнуть, важно понимать, что такие ткани не терпят ярких избыточных конкурентов, они прекрасно звучат соло на чистом однотонном фоне при небольшой поддержке акцентов-компаньонов. Идеальное «классическое» применение финских тканей - в финских домах типа Honka, популярных в России. Двусветное пространство, полное солнечного света, и выбеленная сосновая доска – прекрасные компаньоны для крупных геометричных раппортов ярких открытых  цветов. 

Американцы, как всегда и во всем, являются популяризаторами лучших мировых идей, их продукты – своеобразная «выжимка» лучшего мирового опыта. Такие компании, как “Fabricut”, “Stroheim&Romann”, ежегодно выпускают разношерстные каталоги, эдакие собрания сочинений традиционных тканей ведущих мировых производителей. В арсенале этих издателей целые библиотеки каталогов, рассортированных по цвету и орнаментам. Вы можете найти каталоги, в которых собраны только розовые клетки, начиная обивочными заканчивая скатерными тканями, или синюю морскую тему, в которой при желании можно встретить и вышитые лазурные кораблики, и сине-белую полоску различной ширины и оттенков. Эти каталоги могут послужить палочкой-выручалочкой, если, к примеру, вы нашли ткань вашей мечты, но либо рапорт крупноват, либо оттенок цвета не попадает в желаемую гамму – есть большой шанс, что все ваши «перламутровые пуговицы» найдутся в этих каталогах. Конечно, такой стиль  работы лучше доверить профессионалам. К тому же, при работе с этими фабриками нужно иметь в виду долгие сроки поставки – трансатлантические грузоперевозки дают о себе знать, и ваш заказ может идти от 2 до 6 месяцев (за это время, кстати, некоторые ткани могут быть сняты с производства). Но красота требует жертв. Поэтому американские ткани уместны, как правило, в текстильных проектах, которые готовятся основательно и заранее, что, к сожалению, все еще большая редкость в России. Отдельно можно выделить известный американский бренд“Ralph Lauren Home”, который из года в год радует нас своим искусством умелого сочетания современного комфорта и традиционных ценностей. Сдержанная роскошь высококачественных натуральных тканей, традиционные «огурцы» и клетка, льняная полоска, состаренный бархат, замшевая обивка, тонкий платочный шелк - интерьер от “Ralph Lauren” похож на искушенного денди, поклонника непреходящих ценностей, ценителя вещей с историей. Заказав этим летом ткань или обои из новой коллекции, следующим летом вы вполне возможно обнаружите, что они сняты с производства. И это не случайно – речь идет об индивидуальности и штучности, так любимой настоящими эстетами и коллекционерами.

Вне зависимости от того, на кого падет ваш выбор, вы можете быть уверены в одном – всем перечисленным в этом кратком обзоре ведущим производителям свойственно отношение к текстилю, как к искусству.  


Шторы и не только

Примета нашего времени – ткани-компаньоны. Современный формат, в котором работают большинство фабрик, предусматривает сложные каталоги. Это целые фолианты, в которых коллекции тканей рассортированы по признаку сочетаемости. В некоторых каталогах вы можете найти уже готовую интерьерную историю – здесь обивочная ткань соседствует с гардинной, тут же находится легкий тюль нескольких оттенков, по соседству располагаются бахрома, шнур, подхваты. Многие компании выпускающие обои, так же подклеивают в каталоги ткани-компаньоны. Такие своеобразные мастер-классы кому-то служат шпаргалкой, кому-то вдохновением – в любом случае, все сделано для того, чтобы воспитать в нас умение мыслить цельными образами. Ведь текстильный дизайн не ограничивается шторами. Сфера применения тканей невероятно широка. Это и декор дверных проемов – давно забытая деталь, невероятно оживляющая гостиную, и обивка дивана, и чехлы на кресла, и различные ширмы, обтянутые тканью и зонирующие пространство, пледы, покрывала, напольные матрасы-футоны (прекрасный вариант для чилл-аутов и игровых детских комнат).

Ткани также эффектно смотрятся в обивке стен, например, кабинета или как элемент гостиной, если ею обить одну стену. Кухня и столовая предоставляют большое пространство для творчества - скатерти, раннеры, прихваты, полотенца, салфетки, подушки на стулья - все это может быть выполнено в едином стиле  со шторами, а не вразнобой, как нередко встречается, когда все делается временно и случайно.

  В классической спальне текстильным элементом помимо портьер, тюля и покрывала, могут быть всевозможные декоративные подушки-думки, подушки-валики с богатой отделкой , балдахин, абажуры, обтянутые тканью-компаньоном. Удивительно, но при правильном подходе в одном пространстве могут гармонично уживаться восемь-десять видов тканей,  мирно соседствуя с коврами и обоями. Но такой ансамбль требует тонкой режиссуры, большого опыта и вкусовой точности. И здесь на помощь приходят профессионалы.

В проекте важны детали - разные виды отделок, густая хлопковая бахрома, тесьма с мягкими помпонами, витой хлопковый шнур. Мелкая клетка «виши» от компании “Gaston y Daniela”, хлопковая ткань с набивными тюльпанами от “Harlequin”. Покрывало – ручная стежка. Еле читающийся рисунок обоев

Тайны ремесла

Профессиональные советы для непрофессионалов или как избежать ошибок.

Для начала пару слов о материальном. Если Вы чувствуете в себе силы и решаете поиграть в игру «Сам себе декоратор», это достойно уважения и, значит, обязательно стоит попробовать. Но поверьте, что, пожалуй, ни в каком другом деле вас не будет ожидать столько сюрпризов и неожиданностей, как в текстильном оформлении. Часто оказывается, что желаемая картинка, которую вы представляли в самом начале, совсем не совпадает с тем, что получилось в итоге. Зачастую такой творческий эксперимент забирает массу свободного времени, денег и не приносит удовлетворения. Есть альтернативы – элитные салоны или частные декораторы. Салоны, предлагающие элитный текстиль, - это прежде всего бизнес. Аренда шоу-рума, выкуп образцов и реклама заставляют владельцев декораторских ателье, бутиков и салонов накручивать цены на и без того дорогие ткани. Частные декораторы лишены этих расходов, но зачастую имеют те же условия у поставщиков, поэтому нередко их цены не превышают рекомендуемые розничные и их предложения являются более выгодными по сравнению с шоу-румами. Кроме того, частные декораторы имеют доступ ко всем образцам и работают со многими столичными поставщиками, в то время как салоны обычно ограничиваются лишь несколькими – их ассортимент корректируется количеством продаж той или иной фабрики.

Теперь о тайнах ремесла. Секреты мастерства у каждого декоратора свои, и они определяются личным опытом, художественным чутьем и визуальным «багажом». Шторы – это искусство, которое ревностно относится к деталям. Вот для примера, некоторые вопросы, которые могут возникнуть при выборе ткани и модели штор.

Каким будет подклад и нужен ли он для выбранной ткани?

Если вы планируете повесить шторы на много лет, им обязательно потребуется подклад для защиты декоративной ткани от выгорания. Подклад обеспечивает необходимое затемнение (особенно блэкаут – ткань, отражающая солнечный свет), добавляет необходимый объем и подчеркивает форму гардины. Кроме того, если ширина декоративного полотна 140 см (а это наиболее вероятно), то при сшивании двух полотен на изнанке образуется шов, который необходимо прикрыть, чтобы изнанка выглядела аккуратно, и в этом случае поклад также необходим. Шторы на покладе также часто считают зимним вариантом. Летом их можно заменить на более воздушные модели из тканей, красиво работающих «на просвет». 

Что такое ручные защипы и чем они отличаются от шторной тесьмы?

Высший пилотаж в области изготовления штор – это шторы ручной работы, тщательно проработанные в деталях, вплоть до швов на стыке срезов. Хорошие мастера штор, «королевские портные», не применяют тесьму при окантовке краев, они собирают каждую складку, загибая и подрубая ее вручную. При работе на машинке (в случае со шторной тесьмой) обязательно произойдет натяжение, поэтому ткани, сшитые вручную, всегда висят лучше вне зависимости от качества используемой ткани. Конечно, такая трудоемкая работа обходится недешево, поэтому чаще всего выбирают шторную ленту.

Каким образом взаимосвязаны модель штор и рисунок ткани?

Для модели сложного кроя (как правило, классические варианты) оптимальным решением будет выбор однотонных тканей или тканей с мелким рисунком, чтобы не перегружать композицию. А «разгуляться» можно будет на отделке, добавив декоративный шнур, тесьму или помпоны. И, наоборот, для штор с выразительным крупным рисунком или для жаккардового полотна предпочтительно выбрать простую модель, украсив ее красивыми подхватами.

Как рассчитать количество ткани?

Есть множество нюансов, и все зависит от конкретного случая. Но существуют основные правила, главное из них – не жалеть ткани. Каждая штора должна быть шире окна как минимум в два раза (с учетом глубины и количества складок). Поэтому при ширине полотна 140 см, на одно стандартное окно требуется 4 «высоты» (4 полотна шириной 140 см и длиной, равной высоте потолка + припуск на подгибы от 20 до 40 см, в зависимости от модели штор). При этом особенно важно учитывать раппорт ткани, который порой достигает 60-80 см.

Декоратор в процессе разработки текстильного проекта помимо эстетической стороны должен учитывать множество аспектов – исторический стиль, существующую цветовую гамму, предназначение помещения, конструктивные особенности окна, физиологические особенности клиента (напр. выбор гипоаллергенных тканей), свойства ткани (ее износостойкость, вероятность усадки и проч.)  

 

Работа над ошибками

 

В работе над текстильными проектами декораторы и их клиенты нередко сталкиваются с двумя проблемами: цена и технические ограничения.

Существует распространенный стереотип о том, что шторы - заключительный штрих в интерьере. И отношение к ним у наших клиентов частенько встречаешь пренебрежительное. Вот отделка окончена, кухню привезли, долгожданная мебель расставлена - казалось бы, все круги строительного ада пройдены, но кошелек заметно похудел. И если дорогая мебель тщательно выбиралась много недель, а потом шла еще три месяца, то шторы, финишная прямая этого нескончаемого марафона, шьются буквально «белыми нитками», в режиме строгой экономии, и как можно скорей. «Как можно скорей» дословно означает - из ограниченного выбора недорогих тканей в наличии в Москве, – унылая картина и обидный компромисс, на который хозяин обрекает свой тщательно продуманный, дорогой, сложный стилевой интерьер. В результате – мраморные подоконники, резные и лаковые комоды, люстры от ведущих дизайнеров, экзотический паркет соседствуют с невыразительными дешевыми тюлевыми занавесками или ширпотребными подделками под модные новинки. С таким же успехом можно было бы приставить пластиковые ножки к антикварному комоду. Почему так происходит? Возможно, из-за распространенного заблуждения о легкой заменяемости текстиля. Мол, пока повесим хоть что-нибудь - заменим, когда будут деньги. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

Вывод первый: «Мы не настолько богаты, чтобы тратить деньги на дешевые вещи», как говорят французы, славящиеся своим умением считать деньги.

Но даже если на этом этапе Вам пришла в голову прекрасная идея воспользоваться услугами декоратора и доверить ему текстильное убранство вашего жилища, это еще не означает, что все пройдет как по маслу. О том, как непросто бывает даже профессиональному специалисту справиться с какафонией красок и стилей, и привести цветной комод, диван в уже выбранной вами обивке, поклеенные обои и прочие составляющие к единому знаменателю в виде штор, говорить не приходится. Коснемся лучше технических вопросов. Если у вас большой вынос подоконников, он потребует максимальной длины кронштейнов, и это грозит большими боковыми просветами у штор. В комнатах, где требуется затемнение, например, в спальне, детской, домашнем кинотеатре, это недопустимо, не говоря уже о том, что это просто некрасиво. Неукрепленный гипсокартонный потолок не даст вам возможность повесить карнизы с потолочными креплениями, а отсутствие ниши для скрытого технического карниза, (он часто уместен в современных интерьерах) заставляет вас потратить лишние деньги на декоративную штангу с наконечниками, даже когда это не требуется.

И это далеко не все ветряные мельницы, с которыми декоратор, как Дон Кихот, вынужден сражаться при работе с уже «готовыми» интерьерами.

Вывод второй: Чтобы избежать диссонанса и достичь гармоничной жилой среды, задуматься о том, как должны выглядеть ваши окна, стоит на первоначальном этапе составления проекта, до черновой отделки. Обсудите с вашим дизайнером конструктивные особенности подоконников, рам, гипсокартонных потолков. Часто архитекторы работают в паре с декоратором с самого начала проекта, конечно, это не единственно возможный, но наиболее правильный подход. Не бойтесь пригласить специалиста на этапе бетонных стен для предварительных замеров, обсуждения модели штор и ориентировочной стоимости проекта. Активно заняться выбором и заказом обоев и штор следует сразу после заказа мебели. Сроки доставки заказной ткани в среднем составляют от трех недель (Европа) до двух месяцев (Америка), сроки пошива в зависимости от объема – 2-3 недели. Разумно будет заложить на шторы 2,5 месяца до окончания проекта, это избавит вас от ненужных компромиссов и необходимости жить в недоделанном интерьере с голыми окнами еще какое-то время.

И, напоследок, о самом главном. Текстиль – это то, что превращает красивое слово «интерьер» в теплое слово «дом». Помните об этом.